{{game.date.format('ddd, DD MMM')}} матч завершен
{{game.DisplayDateTimeMsk}}
{{getOnlineDesc(game)}}
  • --
  • --
ИНТЕРАТКИВНЫЙ БАСКЕТБОЛ И БАСКЕТБОЛЬНОЕ ДВОЕБОРЬЕ
ДЕПАРТАМЕНТ КИБЕРБАСКЕТБОЛА

Об интерактивным баскетболе

Первый этап становления интерактивного баскетбола можно начать с текстового симулятора баскетбола, созданного Charles R. Bacheller в 1967 году для компьютера PDP-10 на язык программирования — BASIC. Игра симулировала матч между Дартмутским колледжем и соперником на ваш выбор, в ней было четыре типа броска, дальний бросок с 9 метров, средний с 4,5 метров, лейап и близкий средний, в тоже время защита была персональная, зонная или без нее вовсе, реализация бросков была на уровне 62,95%. А вот первый визуально играбельный симулятор появился уже в 1985 году, «World Series Basketball 1985» для Спектрума.

Первый симулятор с возможностью провести турнир, так как появилась возможность играть вдвоем это «Lakers vs Celticsand the NBA Playoffs». В данном симуляторе был выбор только среди двух команд и соперникам можно было выступать только за Lakers или Celtics 1989 года, но игровой баланс на то время был отличный, так как все игроки в обеих командах были абсолютно одинаковыми в силу ограничения графики и возможностей тех лет и отличались команды только цветом формы, что для проведения турнира, пусть и в оффлайн формате - идеально.

Третий этап прогресса интерактивного баскетбола – это онлайн игра против оппонентов и впервые возможность провести онлайн матч появилась в NBA LIVE 99 (пятая игра серии EA). Electronic Arts гигант прошлых лет в баскетбольном игрострое, со своей серией NBA LIVE, которая стартует с 1994 года с проекта NBA LIVE 95 и заканчивает свое детище аж в 2018 году, после релиза NBA LIVE 19, пропустив лишь NBA LIVE 13 в 2012 году. Главный на то время конкурент Electronic Arts по части симуляторов баскетбола, является компания 2K Games. Серия NBA 2K стартовала с 1999 года с «NBA 2K» для Sega Dreamcast и принадлежала на тот момент SEGA. Разработчики наверняка тогда даже не подозревали, что вытеснят с рынка баскетбольных симуляторов такого гиганта игровой промышленности как EA с их NBA LIVE. В 2005 году, серия NBA 2K переходит в руки студии Visual Concept принадлежащей 2K Games.

Соревнования по интерактивному баскетболу как в России, так и за рубежом проводятся в большей степени в NBA 2K24 (Next Gen), это версия для стационарных платформ, таких как Sony PlayStation 5, а также MicrosoftXbox Series S/X. В России для проведения соревнований преимущественно используется платформа PlayStation, так как комьюнити игроков в интерактивный баскетбол сформировалось именно на этой платформе, но с выходом NBA 2K24 ситуация меняется в пользу кросс-платформы и игроки XBOX Series S/X также смогут участвовать в официальных крупных соревнованиях по интерактивному баскетболу.

Серия NBA 2K взяла верх среди организаторов соревнований по интерактивному баскетболу ввиду того, что этот симулятор имеет наибольшее количество реалистичных анимаций виртуальных спортсменов, их взаимодействий, а также на борту этого симулятора имеется наибольшее количество режимов игры, начиная от 1х1 до 5х5, которые включают как оффлайн, так и онлайн противоборства.

Так как в основном спортивные симуляторы нужно регулярно обновлять, добавляя как новых игроков, так и новые анимации, внутриигровые предметы, улучшения графики и физики, то принято что все основные симуляторы обновляются ежегодно и разработчики чаще всего не делятся своими нововведениями до самого момента выхода новой части серии, что подстегивает не только спортсменов, но также судий и организаторов соревнований регулярно следить за обновлениями, изучать их и разбираться в нововведениях.

Но не стоит списывать со счетов прошлые серии игр, как NBA 2K, так и NBA LIVE, которая прекратила обновление в 2018 году, остановившись на NBA LIVE ‘19, так как в этих симуляторах по-прежнему можно проводить соревнования, правда уже в оффлайн формате и на платформах устаревших поколений.

Первые любительские турниры в России проводились в 2010 -2014 годах на персональном компьютере, но со временем комьюнити @cyberbasket начало переходить на Sony PlayStation 4 так как на персональном компьютере организаторам турниров препятствовали не честные игроки использовавшие чит-коды, а SonyPlayStation 4 набрала большую популярность в русскоговорящем регионе и на этой платформе не было возможности использовать чит-коды. С 2014 по 2020 год было проведено более 70 крупных любительских турниров, что положило начало становлению интерактивного баскетбола как вида спорта в России.

В 2020 году Россия первыми в мире внесли симулятор баскетбола в реестр видов спорта и появилась новая дисциплина – интерактивный баскетбол. Были разработаны официальные правила дисциплины и внесены изменения в правила вида спорта «баскетбол», после чего баскетбол стал иметь четыре дисциплины, такие как баскетбол – это классическая дисциплина в формате 5х5, мини-баскетбол – детские соревнования, баскетбол 3х3 и интерактивный баскетбол. После внесения дисциплины в реестр видов спорта Российская Федерация Баскетбола провела несколько соревнований разного формата, такие как 1х1, 3х3 и 5х5 и в ходе проведения соревнований по интерактивному баскетболу появилась необходимость присвоения разрядов спортсменам, а так как интерактивный баскетбол является дисциплиной, а не видом спорта, то он не подразделяется на форматы 1х1, 3х3, 5х5 и появились несостыковки в правилах. Было принято решение снова внести правки в официальные правила вида спорта «баскетбол» в разделе интерактивного баскетбола, в следствие которых добавили форматы проведения, такие как 1х1, 3х3 и 5х5. Новые правила как развязали руки организаторам соревнований по интерактивному баскетболу на проведение соревнований в разных форматах, так и имели некоторые ограничения, потому как чемпионат России может быть проведен только один раз в году и если он был проведен в формате 1х1, то чемпионат России в формате 3х3 или 5х5 не может быть проведен еще раз в этом же году. Это же касается и Кубка России. Также ввиду того, что девушек в интерактивном баскетболе практически не было, дисциплина подразумевает участие спортсменов только мужчин и имеет соответствующую метку в своем обозначении (0140042811М – код спортивной дисциплины, включенной в программу соревнования в соответствии с Всероссийским Реестром Видов Спорта).

2024 год ознаменовался для интерактивного баскетбола присоединением к нему реального, в следствие чего появилась новая дисциплина баскетбола, которая получила название "баскетбольное двоеборье". Баскетбольное двоеборье (фиджитал-баскетбол) представляет собой матч, состоящий из двух частей, интерактивной и физической. Форматы проведения могут быть как 1х1, 2х2 так и 3х3 и имеют существенные отличия.